-->

Знакомые картинки

Кадр из мультфильма «Знакомые картинки»

 ► 

Экранизация сатирических миниатюр Аркадия Райкина.
Мультфильм сочетает в себе кадры рисованной мультипликации и кадры игрового кино.
Несколько сюжетов объединены конферансом Райкина. Ему кажется необычным, что продаётся мясо без костей, что домоуправление регулярно проводит ремонт, что в транспорте пассажиры взаимно вежливы и т. д.

Союзмультфильм
1957 год
Продолжительность: 10:11
Смотреть · YouTube


Уже в появлении на экране названия, окружённого виньеткой в форме сердца, составленной из фигур сладко улыбающихся, парящих на розовом фоне граждан с ангельскими крылышками, выражена идея фильма — высмеивание явления лакировки, то есть приукрашивания действительности.
Фильм состоит из семи сатирических миниатюр, представляющих собой ожившие картинки из “записной книжечки” Лакировщика, заносящего в неё свои “жизненные” наблюдения. Острота сатиры некоторых из них со временем снизилась, например, два сюжета посвящены состоянию советской торговли, и действие разворачивается в мясном магазине и в магазине готовой одежды, но большинство миниатюр не утратили своей актуальности.

Только Лакировщику, демонстрирующему взгляд на мир через розовые очки, могут показаться типичными и знакомыми следующие “живые картинки нашего повседневного быта”:
1. Посетительница магазина готовой одежды равнодушно глядя на иностранные платья и костюмы, спрашивает у продавца «что-нибудь москвошвеевское». Продавец отвечает, что ей лучше бы приходить с утра, так как «москвошвеевские» платья моментально раскупаются, в отличие от заграничных.
2. Растерянный прохожий, нашедший на бульваре тысячу рублей, не знает, что ему с ней делать — все его старания найти владельца круглой суммы ни к чему не приводят. Граждане, спешащие по своим делам, дружно отказываются от денег, которых они не теряли.
3. Жильцы не могут сдержать напор ломящихся к ним в квартиры работников домоуправления, желающих произвести плановый текущий бесплатный ремонт.
4. Высокоинтеллигентный милиционер останавливает поющего на улице прохожего, чтобы указать ему на то, что он неправильно исполняет арию Ленского из оперы «Евгений Онегин». Демонстрируя правильное пение, он предлагает пристыженному прохожему „пройти“... арию ещё раз вместе, что они и делают.
5. Взволнованный гражданин, вызывающий своей жене неотложную медицинскую помощь, не успевает отойти от телефона, как бравые и полные энергии медики оказываются возле него. От неожиданности гражданин падает в обморок на заботливо подставленные носилки.
6. Общественный транспорт работает недостаточно пунктуально только потому, что очень вежливые, воспитанные и дружелюбно настроенные пассажиры, без конца уступающие друг другу право пройти первым, никак не могут сесть, например, в троллейбус и этим очень задерживают движение.

«Знакомые картиночки, не правда ли?» — полуутвердительно спрашивает Лакировщик, закрывая свой альбом. Фильм заканчивается обращением Аркадия Райкина, снимающего маску Лакировщика:
«Уважаемый специалист по “лакировке”, очки-то ваши — розовые. Сквозь них и недостатки розовые. А надо, чтобы их не было. Ни розовых очков, ни лакировщиков, ни недостатков!»


Цитаты из мультфильма...
“Бюрократы нужны, да? Подхалимы нужны? Мало ли что! Подхалимы, может, всем нужны, а где их взять?”
— Гражданин, это не Вы потеряли тысячу рублей?
— Не-а!
— Ну, что же делать? Не оставлять же их на улице! А почему бы и нет? Оставлю! Кто не потерял, тот не возьмёт! Товарищи! Если кто-нибудь из вас потерял эту тысячу рублей, сходите за ней по адресу: Москва, Петровский бульвар, третья скамейка от конца. Уверяю вас, она ещё там!



Это первый советский мультфильм послевоенного периода, видеоряд которого был снят полностью в новаторской для того времени условной, то есть далёкой от реалистичного изображения художественной манере. По словам Евгения Мигунова, предложившего это новое стилистическое решение, работой над «Знакомыми картинками» он “пробил лбом стену для условников” — появившиеся через несколько лет мультфильмы «Козлёнок», «Ключ», «Большие неприятности», «История одного преступления», снятые в новом условном стиле, утвердили отход от традиции создания мультипликационных фильмов с предельно реалистическими персонажами.


Над фильмом работали:
Авторы сценария: Лев Аркадьев, Сакко Рунге
Режиссёр и художник-постановщик: Евгений Мигунов
Композитор: Михаил Меерович
Звукооператоры: Николай Прилуцкий, Е. Нестеров
Операторы: Николай Воинов, Аполлинарий Дудко
Ассистенты режиссёра: Ковалевская, Н. Майорова
Художники-мультипликаторы: Дмитрий Белов, Роман Давыдов, Борис Дежкин, Фаина Епифанова, Вячеслав Котёночкин, Фёдор Хитрук
Во всех ролях: Аркадий Райкин

По материалам Википедии