-->

Кем быть?

Кадр из мультфильма «Кем быть?»
 ► 
По стихотворению В. Маяковского.
Весёлый мультик в легкой форме рассказывает о разных профессиях. Маленький мальчик и девочка рассуждают на тему кем им быть, когда они вырастут. Фильм рассчитан на юного зрителя и говорит о том, что все профессии одинаково хороши и одинаково нужны.

Союзмультфильм
1948 год
Продолжительность: 10:00
Смотреть · YouTube


«Кем быть?»

Стихотворение
Автор: Владимир Владимирович Маяковский
Год написания: 1928

     У меня растут года,
     будет и семнадцать.
     Где работать мне тогда,
     чем заниматься?

     Нужные работники -
     столяры и плотники!
     Сработать мебель мудрено:
     сначала
             мы
  10            берем бревно
     и пилим доски
     длинные и плоские.
     Эти доски
               вот так
     зажимает
              стол-верстак.
     От работы
               пила
     раскалилась добела.
  20 Из-под пилки
     сыплются опилки.
     Рубанок
             в руки -
     работа другая:
     сучки, закорюки
     рубанком стругаем.
     Хороши стружки -
     желтые игрушки.
     А если
  30        нужен шар нам
     круглый очень,
     на станке токарном
     круглое точим.
     Готовим понемножку
     то ящик,
              то ножку.
     Сделали вот столько
     стульев и столиков!
     Столяру хорошо,
  40 а инженеру -
                  лучше,
     я бы строить дом пошел,
     пусть меня научат.
     Я
       сначала
               начерчу
     дом
         такой,
                какой хочу.
  50 Самое главное,
     чтоб было нарисовано
     здание
            славное,
     живое словно.
     Это будет -
                перёд,
     называется фасад.
     Это
         каждый разберет -
  60 это ванна,
                это сад.
     План готов,
                 и вокруг
     сто работ
               на тыщу рук.
     Упираются леса
     в самые небеса.
     Где трудна работка,
     там
  70     визжит лебедка;
     подымает балки,
     будто палки.
     Перетащит кирпичи,
     закаленные в печ_и_.
     По крыше выложили жесть.
     И дом готов,
                 и крыша есть.
     Хороший дом,
                  большущий дом
  80 на все четыре стороны,
     и заживут ребята в нем
     удобно и просторно.

     Инженеру хорошо,
     а доктору -
                 лучше,
     я б детей лечить пошел,
     пусть меня научат.
     Я приеду к Пете,
     я приеду к Поле.
  90 - Здравствуйте, дети!
     Кто у вас болен?
     Как живете,
     как животик? -
     Погляжу
             из очков
     кончики язычков.
     - Поставьте этот градусник
     под мышку, детишки. -
     И ставят дети радостно
 100 градусник под мышки.
     - Вам бы
              очень хорошо
     проглотить порошок
     и микстуру
                ложечкой
     пить понемножечку.
     Вам
         в постельку лечь
                          поспать бы,
     вам -
 110       компрессик на живот,
     и тогда
             у вас
                   до свадьбы
     всё, конечно, заживет. -

     Докторам хорошо,
     а рабочим -
                 лучше,
     я б в рабочие пошел,
     пусть меня научат.
 120 Вставай!
              Иди!
                   Гудок зовет,
     и мы приходим на завод.
     Народа - уйма целая,
     тысяча двести.
     Чего один не сделает -
     сделаем вместе.
     Можем
           железо
 130 ножницами резать,
     краном висящим
     тяжести тащим;
     молот паровой
     гнет и рельсы травой.
     Олово плавим,
     машинами правим.
     Работа всякого
     нужна одинаково.
     Я гайки делаю,
 140                а ты
     для гайки
               делаешь винты.
     И идет
            работа всех
     прямо в сборочный цех.
     Болты,
            лезьте
     в дыры ровные,
     части
 150       вместе
     сбей
          огромные.
     Там -
           дым,
     здесь -
             гром.
     Гро-
          мим
     весь
 160      дом.
     И вот
           вылазит паровоз,
     чтоб вас
              и нас
                    и нес
                          и вез.

     На заводе хорошо,
     а в трамвае -
                   лучше,
 170 я б кондуктором пошел,
     пусть меня научат.

     Кондукторам
                 езда везде.
     С большою сумкой кожаной
     ему всегда,
                 ему весь день
     в трамваях ездить можно.
     - Большие и дети,
     берите билетик,
 180 билеты разные,
     бери любые -
     зеленые,
              красные
     и голубые. -
     Ездим рельсами.
     Окончилась рельса,
     и слезли у леса мы,
     садись
            и грейся.

 190 Кондуктору хорошо,
     а шоферу -
                лучше,
     я б в шоферы пошел,
     пусть меня научат.

     Фырчит машина скорая,
     летит, скользя,
     хороший шофер я -
     сдержать нельзя.
     Только скажите,
 200 вам куда надо -
     без рельсы
                жителей
     доставлю на дом.
     Е-
        дем,
     ду-
         дим:
     "С пу-
            ти
 210 уй-
         ди!"

     Быть шофером хорошо,
     а летчиком -
                  лучше,
     я бы в летчики пошел,
     пусть меня научат.
     Наливаю в бак бензин,
     завожу пропеллер.
     "В небеса, мотор, вези,
 220 чтобы птицы пели".
     Бояться не надо
     ни дождя,
               ни града.
     Облетаю тучку,
     тучку-летучку.
     Белой чайкой паря,
     полетел за моря.
     Без разговору
     облетаю гору.
 230 "Вези, мотор,
                   чтоб нас довез
     до звезд
              и до луны,
     хотя луна
               и масса звезд
     совсем отдалены".

     Летчику хорошо,
     а матросу -
                 лучше,
 240 я б в матросы пошел,
     пусть меня научат.
     У меня на шапке лента,
     на матроске
                 якоря.
     Я проплавал это лето,
     океаны покоря.
     Напрасно, волны, скачете -
     морской дорожкой
     на реях и по мачте,
 250 карабкаюсь кошкой.
     Сдавайся, ветер вьюжный,
     сдавайся, буря скверная,
     открою
            полюс
                  Южный,
     а Северный -
                  наверное.

     Книгу переворошив,
     намотай себе на ус -
 260 все работы хороши,
     выбирай
             на вкус!

                           1928




Над фильмом работали:
Сценарий: Дмитрий Бабиченко, Юрий Ганф
Режиссёр: Дмитрий Бабиченко
Художник-постановщик: Григорий Козлов
Композитор: Н. Иванов-Радкевич
Художники-мультипликаторы: Борис Дежкин, Рената Миренкова, Елизавета Комова, Е. Трунов, Николай Федоров, Геннадий Филиппов
Оператор: Михаил Друян
Звукооператор: С. Ренский
Ассистент режиссёра: Е. Шилова
Монтажёр: Лидия Кякшт