В мире басен
►
На основе басен Крылова «Любопытный», «Осёл и Соловей», «Кукушка и Петух».
Использованы рисунки Пушкина и картина Г. Чернецова «Парад на Марсовом поле».
При участии камерного ансамбля «Мадригал» под управлением Льва Маркиза.
Союзмультфильм
1973 год
Продолжительность: 10:26
Использованы рисунки Пушкина и картина Г. Чернецова «Парад на Марсовом поле».
При участии камерного ансамбля «Мадригал» под управлением Льва Маркиза.
Союзмультфильм
1973 год
Продолжительность: 10:26
Смотреть · YouTube
Диалог двух приятелей, один из которых побывал в Кунсткамере, рассмотрел каждую букашку, а слона «и не приметил».
Кукушка и Петух
Кукушка обменивается с Петухом лестными комплиментами, при этом каждый хвалит собеседника для собственной выгоды.
Осёл и Соловей
Об искусном Соловье и недалёком критикане Осле, не способном оценить великолепное пение по достоинству.
“Первым фильмом Пушкинианы стала, как это ни покажется странным, экранизация басен Крылова — «В мире басен» (1973).
В фильме два героя: невежественное, равнодушное общество и — Пушкин. Неожиданность такой интерпретации известных басен приближается к открытию, потому что авторы всем строем фильма убеждают в правомочности их позиции: в баснях «Любопытный», «Осел и соловой» и «Кукушка и петух» Крылов имел в виду Пушкина и его хулителей. «Светская чернь», среди которой прогуливается Любопытный, отождествлена изобразительно и монтажно с «букашками, козявками и таракашками», поразившими невежду в кунсткамере. Слова «Тут соловей защелкал, засвистал…» переведены на язык кино прекрасной мелодией флейты, сопровождающей рисунки Пушкина, в которых прослеживается его трагическая биография. Эта музыкально-графическая сюита завершается статичным кадром — пистолеты и опустевшая клетка. Басня «Кукушка и петух» разыграна в форме пародийной кинооперы, где солисты и хор, фальшивя, поют хвалу друг другу. В контексте фильма этот эпизод ассоциируется у нас с взаимовосхвалениями, процветавшими в журнальной клике булгариных-сеньковских, над которыми так едко издевались современники и сам Пушкин.
В фильме мы видим и самого поэта, таким, каким изобразил его на коллективном портрете вместе с Жуковским, Гнедичем и Крыловым их современник, художник Чернецов. […]
Совершенно новый взгляд на издавна знакомое, предложенный режиссером, помогает нам осознать, нет, больше, почувствовать единство историко-литературного процесса, увидеть живое прошлое во всей многогранности его человеческих и культурных связей.”
— Венжер Н. Андрей Хржановский // Режиссеры советского мультипликационного кино. М., 1983.
Мультфильм рисованный в технике перекладки.
Над фильмом работали: Режиссёр: Андрей Хржановский
Сценарист: Андрей Хржановский
Художники-постановщики: В. Волосов, Николай Попов
Аниматоры: Юрий Батанин, Валерий Угаров, Александр Горленко, Татьяна Фадеева, Анатолий Абаренов
Оператор: Нина Климова
Директор: Любовь Бутырина
Композитор: Альфред Шнитке
Звукорежиссёр: Владимир Кутузов
Редактор: Аркадий Снесарев
Роли озвучивали: Эраст Гарин, Алексей Грибов
Монтажёр: М. Трусова
В. Волосов — псевдоним Владимира Янкилевского.
Источники:
http://www.animator.ru/db/?p=show_film&fid=2613
https://ru.wikipedia.org/wiki/В_мире_басен